Оценка произведений искусств

Оценка - комплекс работ направленных на выявление рыночной или иной запрашиваемой стоимости (страховая, залоговая, восстановительная и др. виды стоимости) произведений искусства и других культурных ценностей.

Произведения искусства, в том числе антиквариат, являются весьма специфическими видами собственности, имеющими ряд свойств, отличающих их от таких более часто встречающихся видов собственности, как недвижимость, имущественные комплексы, машины и оборудование и т. п. Оценка недвижимости, машин и оборудования, транспортных средства, земли, действующих предприятий и т. д. основана на вполне определенных разделах экономической науки. Что же касается произведений искусства и антиквариата, то для оценки этих видов собственности пока не создано теоретической экономической базы, и в настоящее время в этом виде оценочной деятельности отсутствует какой-либо механизм регулирования.

Действительно, оценка произведений искусства не может проводиться с использованием общепринятых экономических подходов, так как отсутствуют общие теоретические принципы экономического обоснования, необходимые для создания методики стоимостной оценки произведений искусства и антиквариата. Скорее всего, на данном этапе для теоретиков-экономистов создание методики оценки этих видов собственности, в том числе антиквариата, -невыполнимая задача. Попытки некоторых специалистов отнести произведения искусства к движимому имуществу не выдерживает никакой критики.

Оценка этого вида стоимости является специфическим и уникальным видом деятельности, базирующимся на искусствоведческой, исторической научно-исследовательской работе. Более того, этот процесс не поддается не только формальному, но иногда даже достаточно полному словесному описанию. Особенности оценки произведений искусства, в том числе антиквариата, обусловлены большой степенью индивидуализации объектов оценки. Собственно процесс оценки базируется на проведении экспертизы и получении рыночной информации.

Безусловно, процедура оценки произведений искусства и предметов антиквариата должна начинаться с атрибуции и экспертизы оцениваемого предмета (объекта оценки). В этом случае оценщик, если он не обладает специальными знаниями, должен обратиться к эксперту-искусствоведу и получить ответы на несколько важных принципиальных вопросов, основным из которых является установление авторства и подлинности предмета - объекта оценки, то есть параметров, определяющих рыночную стоимость конкретного произведения искусства. Подлинным произведением конкретного художника считается лишь то, которое выполнено им собственноручно или с его непосредственным участием.

В тоже время искусствоведческая экспертиза не всегда может дать ответ на вопросы об авторстве, месте и времени создания произведения, не решив вопроса о его подлинности. Однако для того чтобы отличить подделку от подлинника, необходимы специальные знания о произведении - особенности техники автора, материалов, использованных им, и ряд других важных параметров, определяющих статус объекта оценки. Помимо навыков искусствоведческой экспертизы, эксперт должен обладать знаниями рынка антиквариата и произведений искусства. Недостаточное понимание специфики рынка этих предметов может привести к серьезным ошибкам в определении их рыночной стоимости.

С развитием в последние годы рынка произведений искусства, в особенности антикварного рынка, появилось большое количество подделок и фальшивок. Между экспертами и авторами подделок и фальшивок идет постоянная борьба и гонка. Эксперты пытаются поймать мошенников на мельчайших нарушениях в составах материалов или технологии, а те, в свою очередь, учитывая промахи, совершенствуют свое мастерство. В результате такой гонки в ряде случаев фальшивка приобретает самостоятельную художественную ценность. По этой причине, помимо проведения искусствоведческой экспертизы, зачастую возникает необходимость проведения технико-технологической экспертизы, включающей физические и химические методы исследования. Эксперт, проводящий такую экспертизу, кроме владения собственно методами исследования, должен быть специалистом в области исторического материаловедения, а также знать историю методов и технологий, использовавшихся при создании произведений искусства и материальной культуры. Смысл этой работы сводится к тому, чтобы выделить уникальные признаки материалов или техники, которые позволят прямо или косвенно датировать исследуемый объект.

Что же следует относить к объектам оценки произведений искусства и предметов антиквариата? Основываясь на общепринятых понятиях, к этой категории видов собственности можно отнести следующее: